Японские породы лошадей. Страны: Япония

Гости с материка

Действительно, лошадь никогда не была коренным обитателем Японии - животные попали на острова из Азии примерно в конце III-VI веков нашей эры. Интересно, что в отличие от Европы в средневековой Японии лошади не использовались в сельском хозяйстве. В полях работали быки, их же запрягали в повозки, а на лошадях перевозили грузы в горных областях. Верхом могли передвигаться только люди, принадлежащие к высшему сословию: искусство верховой езды ценилось особо, и лишь самураи могли позволить себе иметь лошадь и входили в состав феодальной конницы.

Хотели как лучше…

Первые лошади в Японии были низкорослыми, лохматыми и отличались достаточно злобным нравом, однако умели неплохо передвигаться по местности и были хорошо приспособлены к окружающим условиям. С течением времени на островах начали развиваться различные породы, но все они оставались невысокими, в связи с чем были предприняты попытки увеличить их размеры путем скрещивания их с иностранными лошадьми. Так, в Японию были завезены лошади из Европы и Северной Америки - английские чистокровные, англо-арабы, бельгийская и бретонская упряжные породы. Японское правительство даже ввело специальные курсы по всей стране, чтобы стимулировать использование лошадей в сельском хозяйстве и поощрить японских фермеров разводить крупных лошадей и затем поставлять их в армию. В результате такой масштабной деятельности большинство аборигенных японских пород практически исчезли - и на сегодняшний день в Японии осталось восемь официально признанных местных пород лошадей.

Аборигенными породами являются лошади мисаки, токара, мияко, хоккайдо, нома, кисо, таишу и йонагуни. Все японские породы обладают малым ростом, крупной головой, толстыми густыми гривами. Они славятся своим упорством и способностью выживать в экстремальных условиях.

Самые умелые

Японцы научились не только умело держаться в седле, но и на полном скаку метко стрелять из лука. Техника стрельбы из лука с лошади была известна под разными названиями, но в конце концов за ней закрепилось «ябусамэ» (о ней мы подробно рассказывали в №9-10(111)/ 2011). Ранее такая стрельба входила в ряд обязательных состязаний самураев, но и сейчас это искусство не утеряно и продолжает существовать - правда, как развлекательное зрелище. Еще одним похожим соревнованием в ловкости, меткости и искусстве управления лошадью было ину-о-моно - преследование собаки верхом на лошади. В огороженное пространство выпускали небольшую собаку, и всадник должен был на галопе попасть в нее тренировочной стрелой с деревянным наконечником.

Гонка-преследование

Воины никогда не переставали упражняться в верховой езде, именно поэтому самурайская конница представляла собой мощную силу. Всадники тренировались не только в привычных условиях, но и во время традиционного отлова диких лошадей, который проводился в середине пятого месяца каждый год в день обезьяны. Такая своеобразная охота устраивалась в средневековье на равнине Канто и позволяла пополнить конюшни новыми животными и выявить лучшего всадника. Погоня за «новыми кадрами» осуществлялась в полном снаряжении - в шлемах, доспехах и с боевыми знаменами. Позднее этот обычай тоже превратился в праздник и стал известен как «намаон» - полевые маневры конницы.

Одно целое

Конь и всадник нередко составляли одно целое: идеально выезженная лошадь буквально чувствовала мысли своего хозяина и участвовала в бою наравне с ним. С этой целью коней учили свечить, отбивать задними ногами и даже кусаться. Кроме того, большое внимание уделялось обучению лошади преодолевать водные преграды, которых в

Японии очень много. Форсировать реки и озера обучали в специальных прудах, которые находились в замках феодалов. Интересен и сам «подход» к коню в Японии: на лошадь садились не слева, а справа, поводья держали двумя руками, но в бою их цепляли за кольца на нагрудной пластине доспеха и управляли конем исключительно шенкелями и корпусом.

Красиво жить не запретишь

Амуниция у самураев также была особая: конское снаряжение было заимствовано у китайцев. Первоначально оно включало в себя уздечку и седло, а затем туда добавились конские доспехи. Шпор самураи не использовали, а подстегивали коней хлыстиком, роль которого играл гибкий прут. Амуниция была не только функциональной, но и красивой: уздечки делались из шелкового или хлопкового шнура и украшались кисточками, седло - длинными лентами и колокольчиками. Даже общепринятое мнение гласило, что экономить на украшении себя и своего коня - дурной тон.

Живая святыня

Самая известная - Священная конюшня в Японии находится в Храме Восточного сияния, или святилище Никко Тосегу, посвященном сегуну и полководцу Токугаве Иэясу, основателю династии Токугава. Гостей комплекса встречают самые большие ворота комплекса Нио-мон, или «Ворота дэвов», за которыми располагается первый храмовый двор и стойло священной лошади, или Священная конюшня. В синтоистских храмах всегда содержалась лошадь или несколько лошадей, на которых, по легенде, ездило божество.Настоящие лошади по-прежнему обитают в храме, несмотря на обилие туристов. Они стоят в конюшне на открытом воздухе каждый день с десяти утра и до двух часов дня, за исключением дождливых или снежных дней. Масть священных лошадей непременно должна быть серой, и сегодня два серых коня продолжают эту традицию. Кроме того, эти лошади принимают участие в ежегодных процессиях к храму под названием «Шествие тысячи воинов», которые проводятся во время праздников Весны (17-18 мая) и Осени (17 октября).

Национальный герой

Япония не может похвастаться выдающимися достижениями в области конного спорта, однако свои герои в стране имеются. Так, единственным олимпийским чемпионом был и является японский барон Такэити Ниси. Такэити окончил Высшую военную академию Японии и был приписан к первому кавалерийскому полку. В далеком 1930 году он на собственные деньги приобрел в Италии коня по кличке Уран, на котором начал активно тренироваться и выступать. Ниси показал себя настолько хорошо, что в 1932 году отправился на Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, где завоевал золотую медаль в личном зачете по конкуру. После Олимпиады Ниси был переведен в 16-й кавалерийский полк и повышен до кавалерийского инструктора в полковой школе. Такэити продолжал совмещать военную службу с занятиями спортом и в 1936 году вновь поехал на Олимпиаду в Берлин. Однако на этот раз спортсмену не повезло: Ниси упал с лошади во время соревнований - и первым стал немецкий конкурист. Тем не менее многие не посчитали это несчастным случаем: инцидент расценили как своеобразную уступку со стороны Японии, которая начала политическое сближение с Германией. После Олимпиады Ниси был переведен в департамент снабжения, где занимался подбором лошадей для кавалерийских частей.

Никогда не поздно

Действующим японским спортсменом является Хироши Хокэцу. Всадник считается рекордсменом Олимпийских игр по периоду, прошедшему между первым и последним участием спортсмена в Олимпиаде, который составил целых 48 лет! Хокэцу принимал участие в Олимпийских играх 1964, 2008 и 2012 годов. Последний раз всадник выходил на боевое поле на Играх в Лондоне в возрасте 71 года и завершать свою карьеру пока не планирует.

На данный момент Хокэцу является старейшим участником Олимпийских игр от Японии. Японец дебютировал на Олимпиаде у себя на родине, в Токио, в возрасте 23 лет, где занял 40-е место в личном зачете по конкуру и 12-е место в составе сборной в командном зачете. Хокэцу также должен был участвовать в Олимпиаде 1988 года в Сеуле, но его лошадь не прошла карантин. Затем он вернулся на Игры лишь спустя 44 года: на этот раз он решил попробовать себя в выездке и выступил успешнее. В личном зачете Хокэцу на Виспер ганноверской породы разделил 34-е место с 50-летним дебютантом из Австралии Хитом Райаном, а в составе сборной Японии занял девятое место в командном зачете, где вместе с ним выступали 58-летняя Миэко Яги и 35-летняя Еко Китаи, для которых эта Олимпиада стала первой в карьере.

Восток - дело тонкое

Какая же она, Япония? Далекая, необычная и самобытная, и лошади в Стране восходящего солнца не похожи на своих западных собратьев. Они отважно воевали под седлом самураев и долгие годы помогали и помогают хранить национальные традиции, которыми всегда славился такой загадочный и прекрасный Восток.

  • Перейти в оглавление раздела: * Все о лошадях
  • Читать дополнительно: Карликовая лошадка

Японские аборигенные лошади

Перейти в оглавление раздела: Породы пони

Все японские породы лошадей обладают характерным рядом общих черт, и в частности, все они относятся к пони, поскольку их рост не превышает 147 см. Их головы относительно крупные, а свои шеи они несут горизонтально. Гривы у японских пород лошадей толстые, густые и ниспадающие. Наиболее широко распространенные окрасы тела у японских лошадей - гнедой и чалый. На голове и ногах, как правило, белых отметин нет, зато на спине часто присутствует черная полоса.

Все японские породы славятся своим упорством, а также способностью выживать в самых экстремальных и неблагоприятных условиях.

Специальными исследованиями установлено, что лошади на Японских островах в период палеолита, мезолита и неолита не жили. Они попадали на Японские острова из Азии различными путями и в различные времена. Достоверно известно, что уже в 6-м веке домашние лошади обитали в Японии, а может быть, даже в 4-м веке.

Японские аборигенные лошади широко использовались для военных целей вплоть до изобретения огнестрельного оружия в конце 16-го века. Поэтому в те годы умение обращаться с лошадью было одним из важнейших качеств, которое ценилось в воинах, основавших класс самураев. Именно с тех времен лошади играют важную роль в японской культуре и в японской религии, и поэтому даже в наше время в местах нахождения святынь японского народа, держат белых лошадей.

Интересен тот факт, что лошади в сельском хозяйстве японцев не использовались. А на полях вместо них широко использовался крупный рогатый скот. Его же также запрягался в кареты и повозки. А лошади выполняли роль вьючных животных и их использовали для переноса грузов в труднодоступных горных областях. На лошадях верхом только ездили люди, принадлежащие к высшему сословию.

Со времени, на Японских островах начали развиваться различные породы лошадей, которые были хорошо приспособлены к местным условиям окружающей среды. Но в целом, все эти лошади были относительно маленьких размеров. Поэтому, многие правители и вожди предпринимали попытки путем отбора и селекции увеличить их размеры, скрещивая их с импортируемыми иностранными лошадьми.

Записи, которые относятся к эпохе Эдо, свидетельствуют о важной роли в этом процессе голландских лошадей, которые были переданы в дар императорскому двору. И так как эти лошади упоминаются под названием "персидские", то это могли быть лошади арабской или туркменской породы. Таким образом несколько "улучшенных" пород, как например, породы намбу, мигару и тоса - стали особенно популярными в Японии. А в результате систематического скрещивания, основанного на аборигенных японских породах, в 1932 году привело к появлению породы куширо, которая на сегодняшний день практически полностью исчезла.

В течение эпохи Мей из Европы и Северной Америки импортировались крупные чистокровные лошади с целью увеличения размера японской лошади и для того, чтобы сделать ее более пригодной к военным целям. Кроме того, японское правительство по всей стране ввело специальные обучающие курсы, с целью увеличения использования лошадей в сельском хозяйстве. Это было направлено на поощрение японских фермеров на разведение крупных лошадей с возможной последующей их поставкой для нужд армии.

В разные годы иностранные заводчики экспортировали в Японию различные породы лошаде: английскую чистокровную, англо-арабов, гакне и несколько упряжных пород, таких как бельгийская и бретонская упряжные породы. В результате скрещивания представителей местных пород с крупными европейскими лошадьми, появились такие японские породы как кандачи, юрури, хоккайдо. В результате многочисленных скрещиваний с завозлыми породами большинство аборигенных японских пород практически исчезло, за исключением отдаленных островов страны.

На сегодняшний день в Японии существует восемь официально признанных пород лошадей, каждая из которых относится к определенному региону и отличающихся друг от друга как по окрасу, так и размеру и другим характеристикам. Вместе с тем, японские породы лошадей обладают рядом общих характеристик и все они славятся своим упорством и способностью выживать в экстремальных условиях.

Японские породы лошадок все обладают набором характеристик общего типа. Например, они все имеют отношение к пони, так как рост их, зачастую не может достигнуть свыше ста сорока семи сантиметров. Японские аборигенные лошади имеет головы довольно-таки крупные.

Окрас

Шейки будут нестись горизонтальным образом, а гривы ниспадающего типа, очень густые и толстые. Самые частые окрасы – , а также чалая. Белоснежные отметины на головах и ножках не присутствуют, но зачастую могут быть в наличии, черные полоски на спинках.

Совершенно всех животных подобного плана японских пород, отличает завидное упорство и удивительная способность к выживанию в самых экстремальных условиях. Известен факт, что лошадки вовсе не проживали на Японских островах во временной период неолита, палеолита и мезолита. Помимо всего этого, прекрасным образом является известным, что животные эти на данных островах оказались, попав туда именно из Азии в самые разнообразные времена и разными путями-дорожками.

Определенным образом домашние лошадки находились в Японии с шестого века. А, вполне возможно, что и раньше вовсе. Еще в четвертом веке нашей эры. С тех самых пор, лошадки и стали наделенными важнейшей ролью во всей японской культуре, в целом. По сути, широким образом их могли применять не только для , но и в военных целях.

Японские аборигенные лошади на выпасе

Собственно, вплоть до того, что было изобретено специальное огнестрельное оружие, к концу шестнадцатого века. А одним из самых главных качеств, ценившихся во всех бравых воинах, которым довелось основать знаменитый класс самураев, было именно умение общаться с такой вот лошадкой. Японские аборигенные лошади и в сфере японской религии, роль играли немалую. Даже, на нынешнее время, в местечках святынь, до сих пор, содержат белоснежных лошадок. Но занятнее всего тот момент, что в сельскохозяйственной отрасли, японцы и не собирались использовать этих зверушек!

В отличие от всех остальных людей по всему свету, которые своих лошадей эксплуатировали, как угодно. Например, лошадь мисаки, которая ведет собственное происхождение, прямиком из префектуры Миазаки, относится к японским лошадкам. Нынче табун данной породы, насчитывает восемьдесят восемь зверей. А в холке высота их, от ста тридцати до ста тридцати пяти сантиметров.

Порода японские аборигенные, старинная, так как первое упоминание о ней в источниках исторического вида, было еще в 1697 году. А лошадки токара, на текущий день, встречаются сразу в нескольких парках префектуры Кагошима. Также у японцев есть и лошадки мияко. Вся порода в целом, восходит, аж к тринадцатому столетию! Известна еще и лошадка досанко либо Хоккайдо. И лошади данные происхождение ведут от нескольких пород собственной родной местности. Затем можно назвать лошадку нома. Это самая японского происхождения с невероятной привлекательности. Они больше похожи на игрушки, так как рост их составляет, лишь сто десять сантиметров.

Интересное название лошадиной породы кисо, сразу заставляет вспомнить об обыкновенных котах. Собственно, упоминания об этой японской лошадиной породы, восходят к шестому веку, хоть и сложно в это кому-нибудь будет поверить. А название, нисколько с котами не связано. Просто Родиной породы животных, является регион с названием Кисо префектуры Нагано. Далее можно назвать лошадей таишу. Данная порода крох развитие имела на холмистой территории Тсушимы в известной префектуре Нагаски, в коей разведение лошадок, стартовало, уже с восьмого века!


Японские аборигенные лошади

Характеристика

Ну и нельзя будет не упомянуть о такой японской лошадиной породе, как йонагуни. Довольно-таки типичное японское название на слух, зная их необыкновенный для русского восприятия, язык. Данная порода лошадок особей включает немыслимо маленьких. Ведь высота в холке, всего лишь сто пятнадцать сантиметров.

Погонщик! Веди коня

Вон туда, через поле!

Там кукушка поет.

Мацуо Басё

Лошадь никогда не была коренным обитателем Японии. Она была завезена с материка, и появление на острове резвых кобыл чрезвычайно высоко оценили местные жители. Первые упоминания об использовании лошадей в Японии относятся к источникам эпохи Кофун (конец III-VI веков нашей эры). Именно с этого времени по всей стране началось распространение лошадей, привезенных из Восточной Азии. В средние века лошадей использовали преимущественно как вьючных животных, основной тягловой силой в сельском хозяйстве были быки, а верхом на лошади ездили только представители высшего общества. «Искусство быть всадником» являлось одним из наиболее ценных качеств воина, и только благородные самураи могли позволить себе роскошь иметь лошадь и входить в состав феодальной конницы.

Японские лошади коренным образом отличались от своих континентальных собратьев, были они низкорослыми и лохматыми и от рождения имели весьма злобный нрав.

Но вместе с тем они были необыкновенно выносливы, могли быстро и достаточно ловко передвигаться, что было особенно важно в условиях пересеченного рельефа Японии. На протяжении нескольких столетий в Японии происходило формирование аборигенных пород лошадей, приспособленных к местным условиям. Все они были относительно мелкорослыми (130–150 сантиметров в холке), поэтому многие правители, пытаясь улучшить породу, добавляли кровь других лошадей в кровь аборигенов. Начиная с эпохи Эдо (1607–1867 годы) среди подарков голландских купцов, которые они преподносили сёгуну, постоянно упоминаются некие «персидские» жеребцы, которые в действительности, скорее всего, были арабскими или туркменскими. Импорт лошадей значительно увеличился в период «реставрации Мэйдзи» (1868– 1912 годы), когда императорское правительство начало активно поощрять крестьян использовать лошадей в хозяйственных целях. Были организованы специальные учебные классы и курсы, на которых фермерам внушали мысль о необходимости выращивания более крупных пород лошадей, таких, которые были бы годны еще и для военных нужд. В целях обеспечения выполнения этой задачи из Европы и Северной Америки ввозилось большое количество производителей, среди которых преобладали чистокровные верховые, арабские и англо- арабские жеребцы. Кроме того, в Японию привозились и тяжеловозы, в особенности бельгийцы и бретонцы.



Искусство ябусамэ

Историки отмечают одну интересную особенность. Как правило, в Японии в средние века на лошадь садились не слева, а справа. Во время езды поводья обычно держали обеими руками, но в бою самурай цеплял повод за кольца, расположенные на нагрудной пластине доспеха, и управлял конем исключительно шенкелями и корпусом. Стреляли с лошади точно так же.

Техника стрельбы из лука с лошади известна под разными названиями. Впервые об этом виде стрельбы упоминают «Нихонги» («Анналы Японии» 720 года), в которых и рассказывается об ума-юми. Позднее стрельба с лошади в исторических источниках стала называться «ябусамэ». Наивысшего расцвета ябусамэ достигла в период Камакура, когда верховая езда, называемая бадзюцу, в сочетании со стрельбой из лука стала обязательным видом боевых искусств для самураев высшего ранга. Стрельба из лука с лошади была одним из любимых видов состязаний самураев, когда они объединялись в команды для соревнований по конному спорту. Как правило, крупные турниры проходили на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман, который находился в городе Камакура (теперь префектура Канагава), или на берегу моря, во время синтоистских праздников. В качестве главного распорядителя и судьи состязаний выступал синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась на лошади по кругу, должен был выстрелить по цели три раза с интервалом в десять секунд. Лук всадник держал перпендикулярно линии движения, натягивая его рывком над головой и опуская так, чтобы стрела находилась на уровне глаз.

Времени на прицел оставалось крайне мало, стрельба шла практически навскидку.

Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже в качестве развлекательного зрелища. По традиции соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15–16 сентября на территории города Камакура.

Наряду с ябусамэ в боевые искусства самураев вошло так называемое ину-о-моно – упражнение по преследованию собак на лошади. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, вырабатывало у воина отличные способности управлять лошадью и при этом быстро и метко стрелять из лука на скаку. Эти качества, бесспорно, являлись неоспоримым преимуществом для буси в многочисленных конных сражениях. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по неподвижной мишени, преследовало цель попасть в двигающийся объект. В манеж выпускали небольшого размера собаку, и всадник, поддерживая движение галопом или резвой рысью, должен был попасть в пса тренировочной стрелой с деревянным наконечником.

Зачастую тем же названием именовали стрельбу из лука по лисе во время охоты.

До нашего времени сохранились лишь две школы конной стрельбы из лука – Такеда и Огасавара. Основателями обеих считают известного воина и стратега Минамото но Ёсимицу.

Полный доспех воина.

День обезьяны и дикие монгольские парни

У воинов была еще одна возможность тренировки в верховой езде. Во время традиционного отлова диких лошадей, который каждый год в середине пятого месяца, в день обезьяны (12-й день по циклическому отсчету), проводился при участии все тех же синтоистских священников. В средневековье такие своеобразные охоты устраивались на равнине Канто, и именно с их помощью конюшни пополнялись новыми и боевыми лошадьми, а заодно охота позволяла выявить лучшего всадника (или группу всадников) дружины князя. Понятно, что это были тренировки в бадзюцу для воинов, причем крайне сложные и напряженные, включавшие в себя и скачки по пересеченной местности, и преодоление препятствий. Мало того, погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевыми знамёнами (набори). Позднее этот обычай тоже превратился в синтоистский праздник и получил название “намаон” – полевые манёвры конницы. Назначение праздника – вдохновлять юношей и взрослых буси, прививать им храбрость, и эта идея вполне оправдала себя: наблюдая за этим опасным и крайне эффектным зрелищем, сыновья самураев были не прочь поучаствовать в скачках. Основным моментом охоты являлись собственно сами скачки, разнообразные виды преследований, а также борьба за захват знамени среди двух групп участников.

Естественно, что подобные тренировки, максимально приближенные к боевым условиям, давали неплохой результат. Самурайская конница являла собой отлично тренированное формирование, умевшее воевать практически в любых условиях и мастерски использовать оружие.

В бою при сближении с противником, самураи начинали скакать по зигзагообразной траектории, что сбивало с толку вражеских лучников. В ближнем бою в ход шли копья и мечи.

Как правило, самураи старались вклиниться в отдельные группы врага, чтобы внести раскол в их стан. Иногда бой разбивался на индивидуальные поединки. В XII веке существовал так называемый обычай нанори, смысл которого заключался в следующем: прежде чем вступить в бой, самурай должен был представиться другому самураю. В те времена сражения скорее напоминали гигантские турниры, нежели бои без правил. Но уже в XIII веке этот обычай отошел в небытие, и массовые столкновения конницы стали обычным делом.

Еще одну интересную деталь отмечают историки: в XIII веке японцы, впервые столкнувшиеся с монгольскими завоевателями, испытали настоящий шок. Оказывается, монголы, в отличие от благородных самураев, не имели привычки представляться противнику перед боем, они просто шли в атаку, стремясь задавить числом, нежели уменьем. Для самураев такое, вне всяких правил, поведение казалось диким и никак не совпадало с их этическими нормами и кодексом чести.


В полном снаряжении

Идеально выезженная и тренированная лошадь превосходно чувствовала своего хозяина и участвовала в бою наравне с ним – вовремя отскакивала, вставала на дыбы, кусалась, била передом и задом лошадь противника. Лошадей много чему учили, например, преодолевать водные препятствия, которых в Японии было великое множество. Технике форсирования рек и озер обучали на прудах, находящихся у замков местных феодалов.

Комплект конного снаряжения назывался багу и был заимствован главным образом у китайцев. Он включал в себя седло, уздечку и конские доспехи. Уздечка называлась ацубуса, она состояла из удил куцува, нащечников ханагава, нахрапников кангамаита и по водьев куцу-вадзура, которые изготавливались из шелкового или хлопкового шнура и красиво украшались.

Уздечку оформляли кисточками. Чтобы бесшумно подкрасться к противнику, уздечку обматывали тканью, а на морду лошади надевали специальный мешок, поверх которого располагался железный намордник кутикаго.

Для управления лошадью был необходим еще один важный предмет – гибкий прут мути, ставший аналогом современного хлыста. Шпор самураи не использовали.

Седло называлось кура и имело высокие переднюю и заднюю луки, которые располагались под прямым углом к седалищу. Оно было деревянным с металлическими украшениями и довольно высоким: под него клали потник кицукэ и специальную подушечку намэ. Также седло нередко украшали лентами, на концах которых звенели колокольчики. Экономить на украшениях у самураев считалось дурным тоном. Существовавшие тогда рекомендации прямо говорили о том, что самураям не стоит чрезмерно увлекаться убранством, да и в нарядах отдавать предпочтение простым льняным тканям. Но на картинах и гравюрах той эпохи нередко можно увидеть настолько богато украшенную сбрую, что за ней с трудом угадывается лошадь – кругом расшитые поводья, вальтрапы, нагрудники…



Японские стремена абуми несколько отличались от своих европейских аналогов. Первоначально они имели закрытый носок и удлиненную подножку сзади, позднее они были модернизированы – боковины носка были убраны, после чего стремя приобрело форму, просуществовавшую все средневековье вплоть до XIX века. Обычно стремена делались целиком и полостью из железа, но встречались экземпляры, имеющие железный каркас с деревянными вставками. Некоторые стремена имели отверстие в подножке для слива воды, которая попадала туда при преодолении водных преград, а также стержень, предохранявший ногу от соскальзывания вбок.

Доспехи для лошадей умаерой появляются лишь в XVII веке. Следует отметить, что это время начала правления сёгунов из династии Токугава, завершивших объединение Японии. Период многочисленных феодальных войн и междоусобиц отошел в прошлое, поэтому легко можно предположить, что доспехи теперь предназначались исключительно для парадного выхода, а не для ведения боевых действий. Многие детали доспехов были сшиты из кожи или сделаны из папье-маше, хотя вставки из железа тоже применялись. В большинстве случаев доспехи изготавливались из посеребренных и нашитых на ткань маленьких чешуек кожи.

Комплект доспехов состоял из накрупника, пластин, защищавших шею и бока лошади, которые часто были красиво и богато оформлены резьбой, подвесками и лентами.

На голову лошади надевалось умадзура – специальное наголовье, выполненное в форме головы коня, оленя или дракона и для усиления эффекта зачастую украшенное усами, ветвистыми рогами или другими вставками. Впечатлениям рядового пехотинца, когда на него галопом на оскаленном коне с рогами, мчался всадник, завидовать не приходится…

Кирилл Трубицын, Марина Горячева, кафедра археологии исторического факультета МГУ

Материал размещен с разрешения правообладателя - журанала "My horse" ("Моя лошадь").