Карты, дети, пеликан: история происхождения медицинских символов. Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc Пеликан кормит птенцов кровью

Тарелка из красной каменной массы с изображением пеликана, кормящего птенцов своей кровью (Стаффордшир, около 1660 года)

Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие. В геральдике эту птицу, как правило, изображают похожей на орла или журавля, стоящей в гнезде и пытающейся накормить птенцов своей кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою кровь во имя спасения человечества. Пеликан также – символ европейского оккультизма (в первую очередь, алхимиков и розенкрейцеров), выражающий подвиг самопожертвования и вечное возрождение жизни.

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Пеликан Тарелка из красной каменной массы с изображением пеликана, кормящего птенцов своей кровью (Стаффордшир, около 1660 года)Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие. В геральдике эту птицу, как правило, изображают похожей на

Из книги Энциклопедия животных автора Мороз Вероника Вячеславовна

Пеликан Пеликаны – очень крупные птицы. У них неуклюжее, массивное туловище, громадные крылья, короткие большие ноги, длинная шея и большой клюв, который примерно 5 раз длиннее головы. На нижней стороне клюва имеется сильно развитый кожный мешок. Этот мешок помогает

Из книги Список публикаций Д. Е. Громова и О. С. Ладыженского (Г. Л. Олди) на 2004 год автора Олди Генри Лайон

III.II. Спектакли (труппа театра-студии "Пеликан", режиссер-постановщик и руководитель театра – О. Ладыженский): 1. Ф. Кривин, "Когда фея не любит". Премьера – март, 1984 г. Роль Короля, песни из спектакля – О. Ладыженский.2. Е. Шварц, "Обыкновенное чудо". Премьера – май, 1985 г. В роли

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Пеликан Эта птица из-за своих размеров кажется большинству из нас неповоротливой и неловкой. На самом деле это не так. Пеликаны могут часами парить в воздухе, а при поворотах и посадке они необычайно

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Сегодня в моей школе, как и во многих других школах России прозвенел "Последний звонок". Старшеклассники, будущие выпускники в соответствии с написанным мною сценарием вручали своим учителям статуэтки пеликанов. И вот оказалось, что очень многим непонятно, при чем здесь пеликаны.


Думаю, что если этого не понимали люди, непосредственно связанные со школой, то это вообще мало кому известно. Поэтому для всех кому интересно, я предлагаю ознакомиться со старинной легендой, которая всё или почти всё объясняет.

ЛЕГЕНДА О ПЕЛИКАНЕ

Обеспокоенный бесплодыми поисками пищи, страдающий от голода, тяжело опустился пеликан на гнездо, где его нетерпеливо ждали трое птенцов. Голоса голодных детей терзали материнское сердце. Усталая птица тяжело поднялась в небо и снова устремилась на поиски. Облетела окрест и снова вернулась с пустым клювом. Малыши шумно встретили свою мать, щипали, били её в грудь. Бедная птица, одержимая одной страстью, - накормить своих детей, не чувствовала боли. Сильным движением клюва разорвала она свою грудь. Теплые струйки материнской крови потекли прямо в клювы голодных птенцов. Их жизнь была спасена.


Еще в древние времена пеликан стал считаться символом самопожертвования. В раннем христианстве он отождествлялся с самим Христом, пожертвовавшим свою кровь ради спасения человечества.
В средневековой Европе пеликан стал геральдическим символом самоотверженной родительской любви.
В России эта птица сала символом Петербургского Воспитального дома, основанного в 1770 году, и осталась эмблемой Педагогоического университета им. Герцена:

В современной России отношение к этой самоотверженной птице отсталось таким же почтительным. Недаром педагоги, удостоенные звания "УЧИТЕЛЬ ГОДА", награждаются статуэткой пеликана.

Так что пеликан - это символ учительского самоотверженного труда.
Надеюсь, я доступно для всех объяснил.

И несмотря на то, что я сам являюсь учителем, чем очень горжусь, думаю, что вы не воспримите как самовосхваление стихи, посвященные УЧИТЕЛЮ и ещё раз объясняющие связь этой профессии с её символом - пеликаном.

У великих профессий устав непростой -
Подвиг духа вершить неустанно.
Не с того ли и выбран был мудрой судьбой
Для учительства знак Пеликана?

Есть легенда, далёкий прошедшая путь:
Если смерть вдруг птенцов настигает,
Разрывавет тогда пеликан свою грудь,
Кровью сердца к ним жизнь возвращает.

Белоснежная стая летит в облаках,
Осеняя земную обитель...
Да пребудет священно на всех языках
Твое гордое имя, УЧИТЕЛЬ!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Средневековая легенда гласит о том, что в тяжелое время, когда птенцам пеликанов грозит голодная смерть, их родители раздирают себе грудь и собственной кровью выкармливают потомство. Порой, спасая жизнь детей, родители погибают.

Очень красивую легенду рассказал об этом Леонардо да Винчи. Она включена в книгу "Сказки, легенды, притчи" (Ленинград, 1983 г.):

"Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду.

Пушистые птенцы мирно спали.

Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкали зловещим блеском - и началась расправа.

Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись.

Довольная содеянным злом злодейка уползла в укрытие, чтобы оттуда вдоволь насладиться горем птицы.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учиненной над его птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.

Без вас нет мне теперь жизни! - причитал отец, смотря на мертвых детишек. - Пусть я умру вместе с вами!

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул.

О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух".

Такова легенда. Но и сегодня в дельте Волги, в Приазовье, в Азербайджане и в других местах нашей Родины, а также в южной Европе можно видеть этих великолепных птиц, сидящих на гнездах. Правда, лишь редким наблюдателям удается обнаружить их гнезда и подобраться к ним, чтобы посмотреть, как пеликан кормит птенцов. Поймав рыбу, он приносит ее в гнездо в горловом мешке, откуда птенцы достают корм сами. Голодные, сильные и нетерпеливые, они иногда ранят кормящих их родителей. Вид белоснежной птицы с кровоточащей грудью, к которой тянутся птенцы, видимо, и породил легенду, послужившую затем основой для создания эмблемы донорства.

Пеликан стал символом высочайшего бескорыстия и самопожертвования. Козьма Прутков включил в "Плоды раздумия" афоризм 24 "Усердный врач подобен пеликану". А Шекспир в пятой сцене четвертого акта трагедии "Гамлет" говорит устами Лаэрта:

Его друзей я заключу в объятья И, жизнью жертвуя, как пеликан, Отдам им кровь свою.

Изображение Пеликана с зияющей на груди раной и птенцов, пьющих вытекающую из раны кровь, стало символом службы переливания крови в Голландии, Бельгии и некоторых других странах. Этот символ был изображен на почтовых марках Бельгии и Голландии, а также на специальном "конверте первого дня" * , выпущенном в 1956 г. в Бельгии, с надписью на французском и фламандском языках: "Честь дающим кровь".

* ("Конверты первого дня" - коллекционируемые любителями почтовые конверты с рисунками и марками на одну тему. В день выпуска марок в обращение они наклеиваются на такие конверты и гасятся на почте календарным штемпелем. Иногда пользуются специальным штемпелем в честь каких-либо выдающихся событий, исторических памятных дат и т. д. )

В России изображение пеликана, кормящего птенцов, с начала XIX в. служило эмблемой многих приютов и больниц, символизируя бескорыстие и самоотверженность. Такие эмблемы сохранились над входом во двор бывшего Воспитательного дома в Ленинграде, на здании бывшего Воспитательного дома в Москве, на здании современной Детской городской больницы № 4 в Одессе. Здание больницы было построено в 1847 г. на частные пожертвования ведомством благотворительных учреждений императрицы Марии специально как приют для детей. Значительную часть пожертвованных денег составили поступления от известного венгерского композитора и музыканта Ференца Листа, гастролировавшего тогда на Украине. В "Одесском вестнике" за 6 августа 1847 г. было сообщено: "Лист предоставил военному губернатору для обращения в пользу здешнего Александровского детского приюта тысячу рублей серебром из суммы, вырученной за концерт, данный с благотворительной целью". Это была сумма немногим меньше той, что дали на строительство приюта все купцы Одессы.

Изображение пеликана на конверте и открытке "первого дня гашения". Бельгия


С эмблемой, изображающей пеликана, кормящего птенцов, связано интересное открытие в области искусствоведения. Несколько лет назад коллекционер москвич Ф. Вишневский, основатель музея Тропинина, подарил музею портрет неизвестного человека с австрийским орденом Марии Терезии. Портрет был подписан В. Тропининым и датирован 1828 г. Высказывалось предположение, что это портрет адъютанта А. В. Суворова - С. С. Кушникова, на том основании, что он был в числе лиц, награжденных таким орденом, и что, как было известно, его портрет когда-то писал В. Тропинин. Однако окончательно решить вопрос помогла эмблема на пуговицах мундира изображенного. Ее рассмотрела заведующая музеем Г. Д. Кропивницкая, которая рассказала, что на пуговицах была видна какая-то птица с головой, повернутой набок. "Я долго искала пуговицы с таким рисунком. Случайно ко мне попала колода карт XIX в., выпущенных Московским воспитательным домом. А на картах - эта птица - пеликан, раздирающий себе грудь и кормящий собой птенцов. Выходит, изображенный на портрете показан в мундире воспитательного дома". Схожесть внешнего облика с уже известным изображениям С. С. Кушникова, орден, мундир - все доказывало, что это его портрет, тем более что С. С. Кушников в 1820 г. был назначен почетным опекуном сиротских и воспитательных домов.

А в случае символики никогда не поймёшь, почему тот или иной объект призван изображать какой-либо род деятельности. Разумеется, медицинская геральдика тоже подчиняется этим непростым законам.

И тоже предполагает забавные исключения. Скажем, истинные мастера детективного жанра запросто могут сообщить, кто убийца, в самом начале произведения. Признанный мастер детектива Конан Дойл в «Записках о Шерлоке Холмсе» один из рассказов назвал без затей и со вкусом: «Серебряный». В конце рассказа становится ясно, что жеребец с этой кличкой и был виновником загадочного убийства тренера на ипподроме.

Устами младенца

Примерно так же обстоят дела и с одним из самых распространённых символов педиатрии. Кто является объектом этой отрасли медицины? Правильно - дети. Кто по идее мог бы стать её символом? Самое очевидное решение - изображение ребёнка.

Именно эта мысль посетила светлые головы тех, кто в первой половине XIX столетия формировал собственно педиатрию. Или, как тогда её называли, «педиятрику». Которая «есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». В качестве эмблемы было выбрано изображение спелёнатого младенца. Причём не абы какое, а с богатой историей.

Ospedale degli Innocenti (в переводе «больница» или «приют безгрешных») была открыта во Флоренции в 1445 г. Безгрешными в те времена именовались либо римские папы, либо новорождённые, брошенные матерями. Это было первое заведение подобного рода в Европе. Нет, приюты при монастырях бывали и раньше, но только здесь подошли к делу масштабно. На волне подъёма гуманистических настроений эпохи Возрождения задумали небывалое - устроить не просто приют или больницу, а заведение, которое системно работает с подкидышами, принимая грудничков и выпуская уже совершеннолетних людей.

За оформление этого долгостроя, который длился почти четверть века, отвечала династия скульпторов делла Роббиа. Конкретно - Лука и Андреа . Последний совершенно без задней мысли решил украсить фасад здания майоликовыми медальонами с изображением младенца в пелёнках. Всего медальонов было 14, и на каждом красовался этот персонаж. Пикантности ситуации добавляют два любопытных факта. Во‑первых, сам Андреа делла Роббиа был своего рода подкидышем - приёмным сыном главы мастерской Луки делла Роббиа. А во‑вторых, педиатры, стоявшие у истоков этой самостоятельной дисциплины, забыли договориться, какой именно младенец из 14 будет олицетворять их стезю, - мастер, как и полагалось, изобразил и детей, и пелёнки разными. Так сказать, на любой вкус. Поэтому в пуританской Америке и строгой викторианской Англии в качестве символа был избран ребёнок, целомудренно закутанный в пелёнки до самых подмышек. В более легкомысленной Франции пелёнки едва доходят до пояса. А когда в буржуазной Латвии в период между Первой и Второй мировыми вой-нами устраивали благотворительную лотерею в пользу детей, выбрали изображение малыша, где пелёнками укутаны только ножки. Настоящая диалектика - единого канонического символа педиатрии попросту не существует. Но то, что есть, стопроцентно узнаваемо и ни с чем больше его не перепутаешь. Особенно если это сопровождается традиционным девизом буквально из уст младенца: «Лучше быть ухоженным, чем оплакиваемым».

Карты, дети, пеликан

Некогда в пределах Российской империи этот медицинский символ был гораздо более распространённым, чем красный крест сейчас. Более того, его постоянно видело перед собой огромное множество людей, прожигающих жизнь или просто проводящих время в сомнительном удовольствии.

Князь Пётр Вяземский , близкий друг Пушкина , писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас. В русской жизни карты - одна из непреложных и неизбежных стихий». Добавить к словам Вяземского можно только одно: лицом этой самой стихии был пеликан, изображённый на рубашках отечественных карт. И тот же пеликан присутствовал на клейме, которым метили колоды карт иностранных.

Выбор такой экзотической для наших широт птицы объясняется довольно просто. Дело в том, что монополией на производство и клеймение игральных карт обладала дирекция Воспитательного дома - благотворительного учебного заведения для сирот и подкидышей. Екатерина II , основав это учреждение, считала, что средства, полученные от обслуживания индустрии азартных игр, должны идти на цели благие.

Вся продукция Воспитательного дома носила на себе фирменный знак - изображение пеликана с тремя птенцами. Старинную христианскую эмблему, восходящую к временам святого Августина. Он оставил трогательный рассказ о том, что в долине Нила живёт особенная птица, которая спасает птенцов, укушенных ядовитой змеёй, тем, что кормит их своей кровью, раздирая себе грудь клювом. Словом, образец самопожертвования и поистине христианского поведения, согласно которому положено отдавать «душу свою за други своя».

В реальности пеликан, конечно, кормит птенцов не своей кровью, а рыбой, принесённой в огромном горловом мешке. Птенцы достают оттуда корм сами. Но часто торопятся и ранят родителей. Издалека это выглядит красиво - белая птица с грудью, обагрённой кровью. И припавшие к груди птенцы.

Это наводило на размышления. Но в разных традициях символ объясняли по-разному. Католический Запад сделал ставку на конкретику - так сказать, «что вижу, то и пою». И потому в европейской традиции пеликан, как отдающий свою кровь, стал символом донорства.

Более поэтичная православная традиция видела в пеликане иное - символ жертвенной родительской любви. Именно по этой причине пеликан ещё на стадии проекта создания Воспитательного дома был утверждён его гербом с девизом: «Себя не жалея, питает птенцов». Поэзия оригинально сочеталась с материальной выгодой. Продажа карт с этим изображением на рубашке ежегодно приносила в казну Воспитательного дома от 100 до 140 тысяч рублей - сумма для XIX века весьма внушительная.

Тайный свет

Той же жертвенностью пропитан и другой символ медицины - горящая свеча. Очень часто его сопровождают девизом: «Светя другим, сгораю сам». Очень высоко и красиво. Но рождение символа связано с делами печальными и противозаконными.

Оформился он в XVI-XVII столетиях, когда на всех портретах знаменитых врачей - голландцев, немцев, англичан, итальянцев и французов - внезапно стало появляться изображение свечи. Похоже на веяние моды?

Отчасти да. Но обусловлено оно конкретной причиной. Взлёт медицинской науки того времени был бы немыслим без грязной и опасной предварительной работы, которой было практическое изучение анатомии. То есть вскрытие трупов. Это дело находилось под строжайшим церковным запретом. Были и счастливчики, которые тайными преступными путями умели завладеть относительно свежим покойником. И они, конечно же, занимались вскрытием в глубокой тайне.

Сохранился экспрессивный рисунок, который приписывают то Микеланджело , то Караваджо - два человека вскрывают труп. А в грудную клетку покойного воткнута свеча. Освещение такой прибор мог дать тусклое, но относительно равномерное. А главное, его можно было скрыть даже за не очень плотными шторами.

Тот, кто занимался таким делом, имея явно благую цель воспользоваться потом своим знанием во имя спасения людей, рисковал «сгореть сам» вовсе не в фигуральном смысле. А на вполне реальном костре - как колдун, чернокнижник, сатанист и злодей.

Некоторое время спустя тяжесть угрозы ослабла - до иерархов Церкви наконец дошло, что никакого сатанизма в изучении анатомии нет. Вскрытие трупов стали проводить при дневном свете. Более того, маятник качнулся в противоположную сторону. Появилась и набрала популярность такая штука, как анатомический театр - публичное вскрытие покойных. В свечах уже не было никакой необходимости. Но они присутствовали на анатомическом столе всё равно. Правда, в единичном экземпляре - как символ того, с чего всё начиналось. И лишь потом свеча стала символизировать не только анатомию, но и медицинскую деятельность вообще.

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь – это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также – символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не “крест, побеждающий мусульманский полумесяц”.

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова “Христос” – “Помазанник”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса – “Лабарумом”. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы “а” и “ω”.

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах – уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: “Я есмь виноградная лоза, а отец мой – виноградарь…”.

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

Вконтакте